ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ 21 ВЕКА- ПРОТИВОБОРСТВО И ПРОТИВОСТОЯНИЕ
«Информационное противоборство и политтехнологии должны быть неотъемлемыми составляющими любых мероприятий в сфере морской деятельности, которые имеют стратегическое значение для Российской Федерации и ключевых российских компаний», - так считает генеральный директор ООО «СЕУСЛАБ» Евгений Рабчевский.
Технологии гибридных войн используются против России еще со времён первого русского царя Ивана Васильевича. Однако с широким распространением средств интернет-коммуникаций (социальные сети и мессенджеры), роль информационно-психологического воздействия на население в гибридной войне приобретает едва ли не ключевое значение. Этому обстоятельству способствуют и процессы мировой глобализации. Верховенство норм международного права над национальным законодательством Российской Федерации закреплено в п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации.
Апелляциями к международным оценкам и общественному мнению населения России и других стран постоянно пользуются оппоненты России, морская деятельность в этом контексте не является исключением. Атакам в информационном пространстве подвергаются предприятия ОПК, государственные учреждения, неправительственные организации, отдельные государственные деятели или государственные проекты и программы в морской индустрии и судостроительной отрасли.
“Морская политика России безусловно должна учитывать современные угрозы национальной безопасности в информационном пространстве”
Приведу лишь один пример из сферы морской деятельности. Речь идет о попытке проникновения на платформу «Приразломная» компании «Газпром», которая была совершена 18 сентября 2013 года активистами «Гринпис». Следственный комитет России сообщил, что действия активистов могут образовывать состав преступления «пиратство» (ст. 227 УК РФ). Российские СМИ выступили в поддержку активистов и журналиста Синякова, который выполнял редакционное задание, но был арестован вместе с остальными активистами. Одиннадцать лауреатов Нобелевской премии мира попросили Владимира Путина снять с задержанных обвинение в пиратстве, 44 экологические организации СНГ призвали Президента России освободить задержанных. Власти Нидерландов, под флагом которого шло судно «Арктик Санрайз», обратились в Международный трибунал ООН. В результате такого давления со стороны международных общественных организаций и отдельных общественных деятелей, к концу ноября всех арестованных, в том числе Дениса Синякова, освободили под залог. В декабре фигуранты дела попали под президентскую амнистию. Уголовное дело закрыли.
Следует отметить, что именно общественные организации и неформальные объединения наиболее активно и эффективно используют средства интернет-коммуникаций для формирования необходимой повестки и проведения информационных кампаний, всегда имеющих конкретные политические и экономические цели.
Этапы достижения политических и экономических целей путём шельмования с общественным мнением давно уже чётко отлажены. Непрофессиональные представители органов государственной власти или просто представители крими нальных структур создают необходимую провокацию, либеральные СМИ и правозащитные организации формируют необходимую повестку, а неформальные общественные объединения, используя сеть Интернет, выводят людей на улицы, под давлением которых руководство страны принимает необходимые решения или начинает оправдываться. Наглядный вопиющий пример – задержание журналиста оппозиционного издания «Медуза» (зарегистрированного в Латвии) Ивана Голунова 7 июня 2019 года (кстати, во время работы Петербургского международного экономического форума), его освобождение из-под домашнего ареста 11 июня и проведение массовых несанкционированных митингов в рамках акции «Я/ Мы Иван Голунов» 12 июня 2019 года, в День России, которые организовывались с использованием всех современных средств манипулирования общественным мнением. Дело дошло до того, что во время вручения Государственных премий РФ за выдающиеся достижения в области науки и технологий, литературы и искусства и гуманитарной деятельности в Кремле 12 июня 2019 года, одна из гостей мероприятия, журналистка Анна Луганская, которая находилась в первом ряду, ловким движением руки превратила свою рубашку в футболку с надписью «Я/Мы Иван Голунов». Президент России в течение часа был вынужден смиренно лицезреть на эту провокацию.
Аналогичные технологии используются и в отношении крупного бизнеса. Приведу пример, с которым мы столкнулись на практике. Речь идёт о событиях, которые произошли в феврале 2019 года в городе Жанаозен Мангистауской области Республики Казахстан. Мы проводили соответствующие аналитические исследования, которые выявили активное применение социальных средств интернет-коммуникаций в информационном пространстве указанного региона для организации массовых беспорядков, что привело к нарушению стабильной работы объектовкомпаний ExxonMobil и Chevron, осуществляющих нефтедобычу в данном регионе. Убытки от таких акций могут составлять сотни миллионов долларов.
Если говорить об угрозах в военной сфере, то нельзя не упомянуть концепцию Министерства обороны США «Единые силы – 2020» и ключевой её элемент «Единое информационно-разведывательное пространство ВС США».
Следует отметить и выводы оценки военно-политической обстановки, которые привел начальник ГШ ВС РФ — первый заместитель министра обороны РФ генерал армии В. В. Герасимов на общем собрании Академии военных наук Российской Федерации 2 марта 2019 года: «Пентагон приступил к разработке принципиально новой стратегии ведения военных действий, которую уже окрестили «Троянский конь». Суть её заключается в активном использовании «протестного потенциала пятой колонны» в интересах дестабилизации обстановки с одновременным нанесением ударов ВТО по наиболее важным объектам. Информационная сфера, не имея ярко выраженных национальных границ, обеспечивает возможности дистанционного, скрытного воздействия не только на критически важные информационные инфраструктуры, но и на население страны, непосредственно влияя на состояние национальной безопасности государства. Именно поэтому проработка вопросов подготовки и ведения действий информационного характера является важнейшей задачей военной.науки».
“Для крупного бизнеса тоже крайне важно выделять в структуре служб безопасности соответствующие подразделения и оснащать их современными средствами”
Морская политика России безусловно должна учитывать современные угрозы национальной безопасности в информационном пространстве.
Также следует упомянуть и об особенностях реализации государственных программ в сфере информационного противоборства. Сроки постановки на снабжение и внедрения средств информационного противоборства зачастую превышают жизненный цикл киберугроз. Оппоненты в лице неформальных общественных объединений или просто коммерческих организаций не связаны ни какими стандартами и правилами и используют самые современные технологии. Это обстоятельство требует адекватного ответа. Ответом может быть частная инициатива в виде привлечения коммерческих и некоммерческих организаций для разработки средств информационного противоборства и осуществления соответствующих мероприятий. О применении частной инициативы в вопросах информационного противоборства высказывался ещё в 2016 году представитель Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ генерал-полковник полиции Андрей Петрович Новиков.
Такая практика используется Управлением перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA), IARPA, ARL и другими военными и политическими заказчиками США уже давно. К сожалению, мы вынуждены догонять наших зарубежных «партнеров» в области разработки и применения средств информационных войн в интернет-пространстве. США как страна-создатель сети Интернет на данный момент является лидером в гонке кибервооружений, выделяя на эти цели миллиарды долларов. При этом, в условиях привлечения к проектам прямо указывается о необходимости создания именно новых и революционных инструментов, алгоритмов и моделей. Очень примечательным является тот факт, что соответствующие запросы в открытом доступе публикуются на сайте grants.gov. Материалы, представленные на сайте, позволяют оценить технический уровень развития и перспективных запросов соответствующих заказчиков США. В данном случае США удалось выстроить конвейер сбора современных технологий информационного противоборства от частного бизнеса и даже физических лиц!
Для крупного бизнеса тоже крайне важно выделять в структуре служб безопасности соответствующие подразделения и оснащать их современными средствами.